ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ

Издревле важнейшим моральным долгом для родных и близких считались проводы покойного в последний путь со всеми почестями. Это связано с тем, что у корейцев основным каноном моральной этики являлся культ предков. Но с течением времени обрядовые культы, в том числе и похоронные обряды, видоизменились, а некоторые намного упростились или же исчезли вовсе. Тем не менее, корейцы стараются придерживаться старинных правил похоронного обряда, передаваемые из поколения в поколение. По дошедшим до нас рассказам, в Корее в древности обычно старого умирающего человека старший сын взваливал себе на спину, уносил в глухой лес и там оставлял умирать. Что становилось с останками умершего человека, стоит только предполагать. По некоторым описаниям, покойников подвешивали к дереву. Бывали случаи, когда сжигали трупы, но это в основном касалось буддийских монахов. Чем беднее покойный, тем проще была форма его погребения. По описанию корееведа Ю.В. Ионовой, в старину в Корее в каждой деревне существовали так называемые похоронные общества взаимопомощи. Такая организация была большим подспорьем для бедных крестьян. Каждая семья выплачивала, определенные членские паи и на них устраивались похороны деревенских жителей. Но в высших слоях общества для янбанов, государственных чиновников, существовали специальные трактаты похоронных обрядов, предусмотренные в конфуцианстве. В доме создавалась атмосфера полной тишины, когда находился умирающий. Тут же оповещались все родственники и друзья. В старину существовал такой порядок, когда умирала женщина, то ее, переносили в анбан (спальню), а мужчину в - саранбанг (гостиную). Если умирал, глава семьи, то около него собирались все члены семьи и начинали оплакивать его. Мужчины семьи занимали места в зависимости от возраста и степени родства с правой стороны, а женщины - с левой. Они держали за руки или ноги умирающего и наблюдали, как наступает смерть. Если умирающий оставлял устное завещание, то наследники принимали его, сидя у изголовья. Мужчина должен был умереть на руках своих сыновей или родственников мужского пола. А женщина умирала на руках дочерей или близких родственниц. Сразу после смерти рот и ноздри покойного прикрывали ватой. Таким способом преследовали две цели: пытались задержать душу в теле и мешали выходу зловонного духа янчи. Тело покойного укрывали одеялом. Начиналось традиционное оплакивание усопшего. Этот ритуал называется ког. Соседи, услышав долгие протяжные причитания родных и близких, узнавали о кончине, а затем слух быстро распространялся по всей деревне. В первый час после смерти совершался обряд чохон - вызов духа. Верхнюю одежду, которую при жизни носил усопший, закидывали на крышу дома. Один из родственников забирался наверх и, стоя лицом к северу, размахивал одеждой. При этом он громко три раза выкрикивал имя покойного. Таким образом, он давал знать духам о смерти. Затем, спустившись с крыши, накрывал ею покойника. В комнату, где лежал умерший, вносили маленький столик, на который ставили три чашки с рисовой кашей, три чашки с рисовой водкой (суль) и три - с закуской. Рядом ставили три пары сандалий, сделанных из рисовой соломы. Почему именно три? Одна порция кушаний приносилась в жертву духам, встречающим душу умершего, вторая предназначалась духам-руководителям умершего, а третья - самому покойному. После того, как наполняли чашечки водкой, присутствующие делали поклон дел. Затем всю еду со стола собирали в одну поминальную посуду (туда же наливали водку из трех чашек) и закапывали в землю или же выбрасывали в кусты. Этот ритуал назывался садя баб, т. е. кормление посланцев с того света. В старину в высших слоях корейского общества на этот счет господствовали конфуцианские воззрения. Для них посмертное существование человека представлялось в образе трех духов, обитающих на небе, живущих на земле и под землей. Простые люди этому обряду придавали иное значение. Они как бы избавлялись от духа умершего и совершали данный обряд для того, чтобы душа покойного не возвращалась к живым. В первый день после кончины труп омывали душистой водой. Покойника одевали в специально приготовленную одежду. Обычно ее шили из тонкого пенькового полотна. В Корее в деревнях старые люди заранее готовились к смерти и шили такую одежду. Погребальная одежда запахивалась в противоположную сторону, чем при жизни. Умершего причесывали, стригли ему ногти на руках и ногах, а обрезки ногтей собирали в маленький мешочек и прятали под одеяло. Позже этот мешочек клали в гроб. После обряжения покойного укладывали на специально приготовленную для этого случая доску чияьсонпан, что в буквальном переводе означает "доска семи звезд". Такая доска является одним из важных атрибутов похоронного ритуала. На нем просверлены семь отверстий, символизирующие созвездие Большой Медведицы. Покойника укладывали на такую доску, надеясь, что его душа вернется в звездный мир. В некоторых районах Северной Кореи бедные крестьянские семьи хоронили покойного без гроба, используя лишь чильсонпан. Покойника помещали на доску и семь раз перевязывали веревками, заворачивали в соломенный мат и березовую кору. В некоторых местностях древней Кореи труп перевязывали в семи местах пеньковым полотном и помещали в гроб. Гроб в Корее изготавливали из дерева. Он состоял из шести досок: доска неба, доска земли, а также восточная, западная, южная и северная доски. На внутренней стороне крышки гроба обычно писали иероглиф, обозначающий небеса, а в каждом из четырех углов - иероглиф, обозначающий море. Затем гроб заколачивали и на крышке писали имя покойного под громкий плач всех членов семьи. Гроб и менден - флаг красного или алого цвета, на котором были написаны имя и звание покойного, помещали на самое почетное место. По поверью, у корейцев считалось, что нечистые силы боятся красного цвета. Но женщин хоронили без менден. Из принадлежностей покойника ничего нельзя было оставлять дома, полагая, что умерший обязательно вернется за своими вещами. Издавна принято, чтобы в момент смерти человек был вместе со своей семьей, желательно у себя дома. Поэтому и в настоящее время умирающего чаще всего срочно доставляют из больницы в родные стены, чтобы он мог умереть со спокойной душой среди близких. После того, как гроб с телом ставили в укромное место, члены семьи надевали траурные одежды из грубой домашней пеньки и готовились к приходу родственников и соседей. Раньше всем членам клана, знакомым и друзьям рассылались некрологи. Их доставляли слуги или наемные курьеры. Сейчас городские жители используют газеты, в которых печатают некрологи, и почту. Люди, получавшие некролог, никогда не вносили его в дом, засовывали в щель на внешней стороне дома. Родственники или знакомые, получив скорбную весть, тотчас отправлялись в дом покойного почтить его память. Домочадцы с громким плачем и причитаниями встречали гостей. Обычно первым, на правах хозяина дома, должен встречать гостей старший сын. Пришедшие для соболезнования люди вручали ему деньги. Имена тех, кто пришел, чтобы разделить с семьей горе, записывали в специальную тетрадь. Гостям предлагали еду и напитки. Этой форме выражения соболезнования - мунсан, придавали очень большое значение. Если кто-то из близких или знакомых не участвовал в этой процедуре, то это рассматривалось как кровная обида для семьи покойного. Со временем изменились и традиции. Нельзя не удивляться тому, что в настоящее время в Корее такое печальное событие, как похороны, проходят очень шумно. Тогда как одни безутешно рыдают и причитают, другие улыбаются и шутят, будто участвуют на увеселительной пирушке. Но это воспринимается людьми весьма непринужденно и обыденно. Считается, что подобные гости помогают отвлечься от горя и легче пережить его. Обычно в доме покойного или в местах поминания люди много едят и пьют, но при этом строго запрещается курить. Таким образом, сейчас во время похорон и поминания скорбь сочетается с каким-то приподнятым настроем. Сохраняя старинные обряды... Между прочим, корейцы, живущие на территории СНГ, тоже придерживаются некоторых из вышеперечисленных ритуалов. Когда умирают дети или неженатый человек, их хоронят без особых соблюдение обрядов. Но если умирает отец семейства, то выполняются все сложные действия похоронно-поминальных обрядов. Так повелось с древних пор и эта традиция сохранилась до наших дней, хотя некоторые виды обрядов во многом видоизменились. В некоторых сельских местностях пожилые корейцы после 60-летнего хвангаб готовят для себя погребальную одежду. Также заранее готовят чилсонпан. После того, как человек умер, один из близких родственников мужского пола снимает с покойного рубашку (если покойница, то платье) и выходит на улицу. Стоя лицом к северу, размахивает рубашкой по направлению слева направо и трижды выкрикивает такие слова, как, например: "Ким Сергейы осыл гадегао!" ("Заберите одежду Кима Сергея"). После этих слов, он, не опуская головы, поворачивается влево и возвращается домой по тому же маршруту, по какому выходил из дома. По словам стариков, подобным образом призывают душу умершего вернуться в тело. Некоторые знатоки местных обрядов объясняют такое действие призывом духов, которые сопровождают душу умершего на небо. После того, как близкий родственник закончил обряд хоныл бурда, он должен вернуться с одеждой покойного (чаще всего - рубашкой) в комнату и класть ее у изголовья покойного. В некоторых местах такую рубашку забрасывают на крышу, а в день похорон ее везут на кладбище и сжигают вместе с другими вещами покойного. Но в городских условиях трудно осуществить подобный обряд. Поэтому кто-то из старших мужчин берет одежду умершего и выходит на балкон многоэтажного дома. Он выкрикивает трижды названные выше слова. А одежду прикрепляет к палке, затем в день похорон ее снимают и отвозят на кладбище. До изготовления гроба умершего кладут на доску-чилсонпан, которую ставят на деревянные чурбаки, покрытые белой материей. Под голову покойника подкладывают корейскую подушку пэгэ, а тело закрывают белой простыней. Из широкой материи (чаще белой или красной) делают ширму, чтобы огородить место, где лежит покойник. Обычно у тела сидят дети покойного (по старшинству). Ночью не рекомендуется тушить свет. В местах, где есть грамотные корейцы, умеющие писать по-китайски иероглифами, изготавливается из красной шелковой материи менден, который прикрепляют к ширме. На нем пишут фамилию и имя покойного. Например, покойный - Ким Сергей. Если умерла женщина, то принято добавить еще и бон к фамилии. После этого начинается обряд прощания с покойным. Перед ширмой ставят небольшой столик, куда кладут водку и поминальную пищу, а также ароматизированные свечи, В настоящее время принято ставить на такой стол фотографию покойного. На территории СНГ в некоторых регионах придерживаются старинных похоронных ритуалов, передаваемых из поколения в поколение. Покойника переодевают во все новое, но ни в коем случае одежда не должна быть желтого, синего или зеленого цветов. Для ногтей шьют два маленьких мешочка, две рукавички с тесемками. В некоторых регионах для покойника специально шьют матрацы из белого материала. В руки покойного кладут монеты, затем надевают рукавички. Плечи, руки и ноги усопшего перевязывают тремя повязками. Руки должны быть скрещены на животе - левая рука ладонью вниз, правая - ладонью вверх. Дно гроба устилается деревянной стружкой или специально сшитым матрацем. Гроб с телом ставят на двух табуретках и закрывают ширмой. Со дня смерти и до погребения покойному подают завтрак, обед и ужин и застилают постель, как будто человек еще жив. Все это сопровождается монотонным песнопением и зажигают благовонные свечи. Гело перекладывают с чилсонпан в гроб. Мешочек с ногтями с левой руки кладут по левую сторону от тела, а другой,- соответственно, с правой. Чилсонпан выносят из комнаты покойного. На кладбище эта доска сжигается вместе с одеждой. Палочками берут несколько рисинок вареной каши и засыпают в рот покойного. Количество рисинок должно быть нечетным. Это ритуал, когда близкие люди кормят умершего в последний раз. Но некоторые исследователи объясняют данную процедуру тем, что рис закрывал выход крови наружу. Обычно для этого используют сырую крупу, которая хорошо впитывает жидкость. Погребальный обряд Вынос тела происходил в нечетные дни - на 3-й, 5-й, 7-й день после смерти. В старину в Корее янбаны, как правило, хоронили усопших спустя три месяца. Все это время гроб стоял во дворе, в специально отведенной беседке. (В данной главе использованы материалы из книги Ю.В.Ионовой "Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее). В час выноса гроба во дворе устанавливали снопы из рисовой соломы, перевитые соломенными жгутами. Перед ними стояли дети умершего, опираясь на посох, который изготавливали из бамбука, если умер отец, либо из сосны, если умерла мать. Соседи и знакомые поклонами выражали свое соболезнование по случаю смерти родителя. После выноса тела совершался обряд изгнания злого духа из дома дипгасиги. Место для захоронения выбирали геоманты-пхунсу. Выбору места для могилы придавалось огромное значение. Считалось, что хорошее место1 обеспечивало покой и благо усопшему, счастье и процветание живым родичам. Лучшим местом для захоронения считался холм, с которого была видна самая высокая вершина в данной местности. Рытье и подготовка могилы также сопровождались различными священнодействиями. С северной стороны выбранного места для захоронения ставили плоский камень. Утром назначенного дня для рытья ямы, сандю -- человек, выбранный из числа наиболее почтенных родственников, отправлялся на могилу. Он брал семь веток от семилетнего сливового дерева (что опять-таки соответствует числу звезд Большой Медведицы). Одну ветку он втыкал у изголовья, другую - в середину, третью - у ног. Остальные четыре ветки он размещал по краям будущей могилы. У центральной ветки ставили поминальную еду и водку. Он вставал на колени и, заливаясь горькими слезами, двукратно бил земные поклоны. Только после этого принимались за рытье могилы. Во время выноса гроба присутствующие жгли благовонные свечи, делали подношения и низко кланялись. Покойника выносили головой вперед. Впереди гроба шли люди с сосновыми ветками и менден с именем умершего и бумажными полосками. Чем больше их было, тем считалось почетнее. Вместе с гробом несли и одежду покойного. Обычно сыновья и близкие покойного (мужчины и мальчики) шли в конце кортежа. Женщины никогда не принимали участие в главной процессии. На кладбище гроб ставили с южной стороны ямы, чтобы голова покойного была направлена на север. Всеми похоронными церемониями распоряжался руководитель траура. После того, как гроб опускали в яму, на некоторое время прекращались плач и причитания. Но в тот момент, когда опускали в яму флаг с именем покойного, они продолжались с удвоенной силой. Затем руководитель траура совершал поклонение перед тходю (в буквальном переводе -хозяин земли). На специальном месте ставили блюда с яствами и водку. Сандю брал с каждого блюда по три ложки и с поклонами закапывал ее в землю. Только после этой церемонии могильщики засыпали землей могилу. Обычно над могилой насыпали круглый холм. Знатные янбаны ставили на захоронении каменные обелиски. По окончании похорон вся траурная процессия возвращалась в дом умершего. Здесь гостей встречал распорядитель траура со стенаниями и рыданиями, затем начинал читать молитвы, когда все вместе1 собирались. Как уже было сказано, в национальной культуре у корейцев ключевое место занимает почитание предков. В хрониках династии Чосон бесчисленное количество раз упоминали о традициях, связанных с почитанием предков. Во время правления короля Седжон (основатель корейского алфавита) был принят официальный документ, касающийся похоронных и погребальных ритуалов. В этом документе запрещалась кремация, которая получила тогда широкое распространение в Китае. "Человеческая жизнь подобна дереву, корни которого уходят в землю. Никакое дерево не сможет выжить, если сжечь его", - вот так трактовался довод против кремации. В период правления династии Чосон строго придерживались официальной идеологии Конфуция. На уровне правительства распространялась информация о примерных сыновьях и дочерях, которые соблюдали период траура, почтение к усопшим родителям и заботились о них. Выполнявшие свой сыновний долг перед умершими родителями пользовались признанием и поддержкой правительства. Их ставили в пример другим. Но те, кто нарушал эти традиции и правила погребения или траура, строго наказывались. В настоящее время в Корее похоронные и погребальные обряды видоизменились и упростились. Но некоторые элементы ритуальных процедур сохранились до сих пор. Как и раньше, похороны проводят на 3-й, 5-й, 9-й, 11-й день после смерти. Чем больше этот срок, тем считается почетнее. Кладбище становится вечным пристанищем усопшего, поэтому родственники прилагают все усилия, чтобы могила выглядела красивой и безопасной. На похоронную процессию соболезнующие приносят колокольчики или свечи. Но в большинстве случаев приносят деньги, которые кладут в белый конверт. Иногда делается полотнище, на котором описываются добрые дела, совершенные покойником. В последнее время чаще стали носить венки. До сих пор остался обычай, когда дети покойного приготавливали много еды и приглашали гостей, а после похорон посылали письма с благодарностью. Сейчас в Корее умирающему человеку шьют траурную одежду из желтого льна. Во время похорон используют белые или желтые цвета. Посещая дом, где несут траур, обычно надевают одежду белого или черного цвета. Вообще, предпочитают одежду неброской расцветки. Когда заходят в комнату, где находится усопший, зажигают свечу и делают два поклона. Затем выражают соболезнование родственникам покойного. Обычно траурные церемонии проводят в течение трех-пяти дней. В больших городах обычно используют катафалк, но в провинциях до сих пор кладут тело покойного на траурные носилки. Кстати, в старину в Корее для переноса гроба в могилу применяли специальные паланкины. Они предназначались только для похоронных процессий и хранились в отдаленном месте. Люди боялись ходить туда, так как ходили слухи о том, что на этом месте собираются духи умерших и беснуются черти. Теперь познакомим наших читателей, как осуществляется погребальный обряд в некоторых регионах СНГ, в частности, в Казахстане. Обряды корейцев, связанные с различными предрассудками или мистическими явлениями, отличаются большой архаичностью. Например, считается, что гроб с телом покойного надо выносить, переступив лишь через один порог. Во многих домах имеется несколько порогов и в связи с этим гроб с телом покойного чаще выносят через окно. Что же делать, если покойный жил на девятом этаже многоквартирного дома? "Если усопший жил в многоэтажном доме, то вынося его тело, на каждом пороге дома делают топором по одной, либо по три зарубки", - пишет Л.В.Мин. Мы были свидетелями, когда перед выносом гроба о порог разбивали тарелку. В день похорон молодым девушкам, маленьким детям, беременным или кормящим женщинам строго воспрещается выезд на кладбище. Обычно катафалк ставят вдалеке от дома, с тем, чтобы люди могли на руках пронести гроб с телом до него. Впереди всех идет человек, несущий менден, за ним следуют люди с венками. Далее несут крышку гроба, а затем и гроб с телом. В таком же порядке загружается катафалк. Пожалуй, повсеместно, перед тем как опустить гроб в землю, проводят траурный митинг. Распорядитель траурной процессии рассказывает о покойном, о его жизненном пути. Затем слово предоставляется близким друзьям, коллегам. Гроб опускают в яму с помощью хлопчатобумажных или льняных полотнищ. По традиции, корейцы хоронят так, чтобы голова покойного была направлена на север, а памятник ставится у ног. Знатоки церемоний объясняют это тем, что "когда покойный поднимется и сядет, он будет видеть все перед собой". Рекомендуется делать надписи на наружной стороне памятника, чтобы проходящие могли видеть, кто здесь похоронен. Как и на нашей исторической родине, так и у нас, погребальные и траурные обряды могут отличаться в силу различных факторов. Но тем не менее, корейцы стараются максимально придерживаться старинных правил захоронения, которые дошли до наших дней. Эти обряды смело можно отнести к нашему национальному культурному наследию. Поминальный столик должен накрываться три раза в день. На столик кладут обычно чашку с супом, пиалу с водой с тремя ложками вареного риса. Ложку оставляют в чашке с супом, вилку или палочки поочередно перекладывают к тарелкам с закуской. Гость, приходя в дом покойного, не здоровается с родными покойного, прямо проходит к такому столику, наливает водку (или ему наливают) в три приема. Ставит на стол и делает два поклона (дел), а третий - полупоклон. Обслуживающий гостей (кто-то из родственников -; мужчин) перед каждым гостем выливает водку в специальную посуду. После поклона гость кладет на поднос деньги и выражает соболезнование родным умершего. Раньше считалось, что нельзя разжигать огонь и готовить пищу в доме, где находится покойный. Для этой цели обычно использовали дома соседей. Похороны проходят обязательно спустя нечетное количество дней после смерти. Раньше считалось - чем больше дней покойник находится в доме, тем лучше. Но в настоящее время, как правило, хоронят на третий день. Одевают покойника как при жизни. В некоторых семьях надевают даже пальто и головной убор кладут в гроб. В сельских местностях, по совету стариков, умершим надевают на руки белые перчатки или варежки. Они считали, что на пути в загробный мир покойник преодолевает колючее поле. В сельской местности, где еще сохранились древние корейские традиции, пожилые женщины шьют на случай смерти следующий набор одежды и предметов: чима-дегори (кофта и юбка), платок для головы, носки белого цвета и ибудяри (легкий матрац и одеяло). Некоторые запасаются даже жемчужиной, которую должны положить в рот покойнику, а также матерчатый мешочек с зашитыми в них монетами, которые вкладывают в руки умершего. У корейцев Казахстана сохранился также обряд прощания с покойным. Такой поминальный обряд называется деса. Вот как описывает его проведение ученый-этнограф В. Цой: "Для совершения деса накрывают большой стол - десасан, который ставят перед покойным. На столе обычно размещают тарелки с супом, пап с отварной курицей, фруктами, сладостями и т.д. При этом стараются поставить блюда, особенно любимые покойным при жизни. Перед большим столом устанавливают столик поменьше. На нем находится мосэ - рюмка с песком, рисом или какой-нибудь крупой, куда вставляют пучок камышинок (длиной 5-6 см) хянъпулъ -маленькая жаровня с тлеющими в ней стружками ароматного дерева. Похоронный староста, (обычно пожилой человек, хорошо знающий обряды), которого называют чипса, кладет ложку и вилку к тарелкам с едой на столе перед покойным. Старший сын умершего трижды наполняет рюмку водкой, ставит ее на блюдце и крутит над хянъпуль. Затем отливает из рюмки три капли водки в мосэ, (который считается вместилищем души умершего), снова доливает в рюмку и крутит ее над дымом. Из рук старшего сына умершего эту рюмку берет чипса и ставит на стол перед гробом. И чипса, и человек, наливающий водку в рюмку три раза, кланяются. Перед выполнением ритуала деса каждый должен вымыть руки в тазу с водой, который заранее вносят в комнату и вытереть их чистым полотенцем. Вслед за старшим сыном обряд повторяют все члены семьи покойного, родственники и остальные присутствующие". Гроб с покойным должны выносить из дома и везти на кладбище головой вперед. Вслед за гробом выносят и личные вещи умершего. Менден раньше несли впереди похоронной процессии, а сейчас его кладут на крышку гроба так, чтобы были видны надписи на нем. После того, как гроб с телом установили на автомашине, родные покойного ставят возле дома небольшой поминальный столик. Распорядитель похоронной процессии наливает в рюмку водку и прикладывает вилку к курице. Обращаясь к покойному, он говорит прощальное слово: "Енгел чонъчхон" ("Расстаемся навеки"). Затем выплескивает водку на землю. Туда же бросает и кусок курицы. По описанию того же ученого В. Цоя, "так просят злых духов не мешать последней дороге". На кладбище возле могилы на насыпи расстилают скатерть и ставят на своеобразно импровизированный стол водку и закуски. Это - жертвоприношение духу земли. Также наливают рюмку с водкой и делают поклон, прося покровительства покойнику и благодаря за предоставленную могилу. Гроб опускают в могилу на специальных жгутах из белого материала. После похорон эти жгуты сжигают или отдают желающим. По поверью, такой жгут избавляет от болей в пояснице, если им пользоваться. Земляную насыпь - столик, разбрасывают у ног покойного. Здесь же, у могилы, повторяют обряд деса. Накрывают стол, расставляя еду, которую любил покойник при жизни. Трижды понемногу наполняют рюмку водкой и низко кланяются. Пищу, которую брали на кладбище, нельзя приносить домой. Каждый, кто участвовал в похоронах, должен попробовать еду. Это для того, чтобы покойник знал, кто с ним прощался. Во время захоронения полагается сжигать всю одежду, постельные принадлежности и личные вещи ^умершего. Поминальный обряд Корейцы придают поминальному ритуалу особое Значение, поскольку он связан с культом предков -основой основ конфуцианской этики, Деса - это выражение почтения и любви к усопшему предку и оно должно продолжаться до тех пор, пока ты жив. Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. И каждый день в течение месяца они готовили еду и ставили ее перед поминальной дощечкой - хонпек, где написано имя умершего. Начиная со второго месяца: первого и пятнадцатого числа готовили завтрак. Так в течение всего года. Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался сосан. Утром этого дня после специального омовения хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и особую еду. На рассвете совершали обряды, которые включали в себя ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями. Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название тхэсан. Он означал конец траура. Только тогда родные усопшего снимали траур, убирали временный алтарь. Еще через месяц совершался обряд тамче, и только после этого семья возвращалась к обычной жизни. В прошлом дети покойного несли траур и воздерживались от веселья, песен и крепких напитков в течение двух лет. Поминальный ритуал соблюдается в корейских семьях и сегодня. Но он отличается в зависимости от местности и порядка проведения церемониала. Традиционный поминальный ритуал совершают утром в праздничный день, а также каждый год в день смерти усопшего. Обычно на специальный стенд вывешивают фотографию покойного. А если ее нет, то на деревянной дощечке пишут данные об умершем человеке. Накануне поминального дня хозяин и хозяйка должны чисто вымыться. Они в тот день ведут себя благопристойно и чинно. Затем сообщают своим домочадцам о поминальном дне. Хозяйка тщательно моет посуду и приступает к приготовлению пищи для поминального стола. К поминальной еде относятся: рисовая каша, суп, соленья из трав, кимчи, соевый соус, мед, рисовая лепешка, фрукты, водка, вода, прокипяченная в подгорелой каше - сунюнмуль. А к вещам, необходимым для поминок, относятся: ложка и палочки, ритуальная посуда, фотография или деревянная поминальная дощечка с надписью, благовонная свеча. В поминальной еде не должно быть муки, перца и чеснока. Обычно на стол кладут те блюда, которые покойный любил при жизни. По устоявшимися веками правилам, блюда располагаются в следующем порядке: 1. Устрицу кладут с левой стороны, а сикхэ, подслащенную рисовую воду - с правой. 2. Рыбу кладут на восточной стороне, а мясо -на западной. 3. Рыбу кладут головой на восток, хвостом на запад. 4. Фрукты и сладости красного цвета кладут на восток, а светлого цвета на запад. 5. Груши, каштаны и финики кладут на стол по порядку с западной стороны. Традиционная "классическая" поминальная процедура весьма сложна и вряд ли приемлема в наших условиях. Но рассмотрим ее в познавательных целях. 1. Гансик: распорядитель поминальной церемонии стоит среди родственников и близких. Он выходит вперед, затем садится на корточки и зажигает благовонную свечу. В три приема, неторопливо, наполняет чашу водкой. Встает с колен и делает два поклона. 2. Чамсин: все присутствующие одновременно делают два поклона. 3. Чохон, докчук: старший в семье, налив водку в чашку, отходит в сторону и садится. Распорядитель церемонии подходит к поминальной табличке и произносит траурную речь. После траурной речи старший в семье делает два поклона. 4. Ахэн и Цёхон: каждый член семьи по старшинству подносит чашу с водкой и делает два поклона. 5. Старший в семье опять преподносит чашу с водкой. Но на этот раз он не выливает чашу с водкой, которую наполняли члены семьи, а наполняет ее в три приема. 6. Сапси денде: ложку втыкают перпендикулярно в кашу, а палочки кладут поперек блюдца с овощами или с рыбой. I. Хабмун: все участники выходят из помещения, прикрыв дверь, или же ненадолго садятся на корточки, наклонившись вперед. 8. Гемун: все участники церемониала заходят в помещение, слегка покашливая, или же встают на ноги, если они не выходили из помещения. 9. Хэнда: суп заменяют кипяченной водой в подгорелой каше. В три приема ложкой берут немного рисовой каши и размешивают ее в воде. Ложку и палочки кладут поперек этого блюда. Участники церемониала сидят на корточках, склонив вперед голову. Затем, слегка покашливая, встают. 10. Челси бокпаб: убирают ложку и палочки с посуды с сунен. Закрывают крышкой чашку с вареной рисовой кашей. I1. Сосин: все участники церемониала делают два поклона и на этом заканчивается поминальный обряд. 12. Челсан: поминальный стол убирают в сторону. 13. Ымбок: все участники делят поминальную пищу и едят ее. Пища считается дарованной предками, поэтому она благословенна. Как было уже указано, многие элементы и правила поминальных ритуалов видоизменились под влиянием Запада и христианских движений. Сегодня в Корее скорбящие люди одеваются в черное по-европейски и носят на рукаве повязку из ткани рами. А женщины в течение трех месяцев после похорон часто носят в волосах банты из белой пеньковой материи или же прикалывают его к одежде. Мужчины также прикрепляют бант к костюму. Многие корейские семьи соблюдают поминальные ритуалы. Обряды поминания предков обычно делаются дома по особым дням, например, в дни рождения, сосан, тхэсан (см. выше), в период с полуночи до четырех часов утра. Перед совершением обряда родные и близкие покойного собираются вместе и делятся воспоминаниями о предках и умерших родственниках, прививая младшим членам семьи чувство фамильной гордости. Вот описание наиболее упрощенного вида поминального церемониала. Согласно традиции, на стол перед поминальной табличкой предков ставят ритуальную пищу. Самый старший в семье мужчина первым подносит чашку с рисовой водкой и дважды делает поклон. Затем то же повторяют младшие по возрасту члены семьи. После этого передвигают по столу палочки для еды и ложку к разным блюдам, как бы имитируя процесс приема пищи. Через некоторое время подносят чай из сушеного риса и читают молитву. Ритуал заканчивается двумя поклонами всех участников поминальной церемонии. Затем происходит общая трапеза, где все должны отведать ритуальной еды. Ее уносят вначале на кухню, а потом подают на стол. Среди корейцев в странах СНГ данный обряд почти не культивируется. В старину в Корее похоронная и поминальная процедуры проходили в течение 30 дней (это самый короткий срок), а то и продолжались до 90 дней. Рассмотрим классический канон похоронных и поминальных обрядов. I. Первый день после смерти. 1. Чоден: начинается с констатации смерти и заканчивается извещением родственников. 2. Ексып: омывают покойного, затем одевают его. Готовят менден с указанием данных покойного. II. Второй день. 3. Сорем: покойника закутывают в небольшое одеяло. Устраивают поминальный столик, куда ставят водку и фрукты. III. Третий день. 4. Цэрем: покойного закутывают в большое одеяло и завязывают специальным узлом. Затем кладут в гроб и выносят в специально оборудованное помещение. IV. Четвертый день. 5. Сонбок: родственники умершего надевают траурную одежду и выражают скорбь по умершему. Они принимают соболезнования по поводу смерти близкого человека V. В период между 30-м и 90-м днями. 6. Чидян: выбирают место для могилы. 7. Уде: в день похорон справляют три поминальных церемониала. VI. После 90 дней. 8. Делгок; по истечении 100 дней после похорон совершают поминальную церемонию. 9. Буде: на следующий день после церемонии Делгок ставят поминальную табличку покойного рядом с поминальными табличками предков. 10. Сосан: проводят поминальный обряд после первой годовщины смерти. 11. Цэсан: проводят поминальный обряд по случаю второй годовщины смерти. 12. Дамде: по истечении одного месяца после Дэсан справляют поминальную церемонию. 13. Гилде: устанавливают поминальную таблицу на семейном алтаре и заносят имя покойного в специальную книгу. 5. Корейцы, где бы ни жили, отмечают три замечательных праздника, связанных с поминальными ритуалами. Это Хансик, Дано и Чусок. В Хансик родственники и близкие обязательно посещают кладбище. Они пропалывают сорные травы, убирают и подправляют могилу, сажают деревья. В этот день на могилу приносят еду и делают деса. Считается, что возложение пищи на могилу -это своего рода жертвоприношение предкам с целью задобрить и оказать почтение и внимание бывшим членам семьи. Неофициально, 5 - 6 апреля - день Хансик считается корейским родительским днем. Рекомендуется идти на кладбище с утра. Второй родительский день -- Цано (5 мая по лунному календарю). Третий, самый большой национальный праздник -Чусок. Накануне этого торжества вся Корея находится в движении. Миллионы корейцев, где бы ни находились, устремляются в родительский дом. В этот день в корейских семьях у могилы основателя рода совершается поминальная церемония предков от пятого колена и старше. У корейцев стран СНГ наиболее гармонично прижился родительский день - Хансик. Поминки по усопшему в Казахстане устраивают намного проще, чем на исторической родине. У казахстанских корейцев принято устраивать двухлетний траур. Поминки, которые устраивают родные сразу после похорон, считаются годичными. А поминки через год - двухгодичными. Поминки обычно справляют в семьях накануне годовщины дня смерти. Для этого используют специальную поминальную табличку под названием "хонпек" (местное название "чибанъ"). В некоторых местах пишут на бумаге: "Чхукмун", своего рода заклинание. Поминальную табличку крепят на палочку, которую помещают в посуду с рисом. Перед поминальной табличкой ставят столик с различными яствами. Вначале старший сын наливает в рюмку водку и делает низкий поклон перед поминальной табличкой. То же повторяют все члены семьи по старшинству. Обычно деса заканчивается поздно. После окончания поминальной церемонии табличку сжигают. На следующий день родные посещают могилу усопшего. Там накрывают стол, наливают водку и присутствующие делают дел. После того как справили двухгодичные поминки -сжигают чибанъ, чхукмун, траурные повязки и косынки. Корейцы два раза в год - во время Чусок и Хансик -обязательно посещают кладбище, чтобы помянуть умерших. Они берут с собой еду и водку. Вначале совершается жертвоприношение духу земли -хозяину могилы. Кто-то из старших родственников наливает в рюмку водку и три раза выливает ее рядом с могилой. Затем делает дел. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелют скатерть, куда кладут еду и водку. Каждый должен налить в рюмку водку, кланяться дважды, а затем водку выливать у изголовья могилы. Пищу, принесенную с собой, должны попробовать все присутствующие. Наряду с традиционными корейскими похоронно-поминальными обрядами в нашей жизни появилось много нового. Так, например, при похоронах проводится траурный митинг. Процессию сопровождает много автомашин и почти ни одна похоронная процедура не обходится без духового оркестра.
Сайт создан в системе uCoz